В Киргизии ликвидируют отдел по защите прав потребителей

Фото: 
Флаг Киргизии

В целях оптимизации в структуре мэрии Бишкека предлагают ликвидировать 10 подразделений. Из них 5 устраняют полностью, а остальные присоединяют к другим подразделениям

26 июня, Бишкек. Нынешний отдел по защите прав потребителей и развитию потребительского рынка мэрии не раз претерпевал различные пертурбации. Сначала это была инспекция по защите прав потребителей, затем ее преобразовали в управление, а несколько лет назад понизили до отдела.

Между тем это была единственная городская организация, куда граждане могли бесплатно обратиться за правовой помощью, когда сталкивались с недобросовестными предпринимателями. Существует еще республиканская структура – Антимонопольный комитет, где также существует отдел, занимающийся рассмотрением жалоб. Но штат сотрудников этого подразделения совсем маленький, и специалисты просто физически не успевают откликаться на все заявления.

Кроме того, к антимонопольщикам поступают заявления со всей республики. А отдел мэрии занимался только рассмотрением нарушений, выявленных в столице.

Можно констатировать, что сферу защиты прав потребителей в республике практически уничтожили. Пять лет назад организацию мэрии, которая принимала заявления граждан и разбиралась с каждым случаем, вывели из списка контролирующих организаций. И таким образом у отдела осталась единственная функция – консультирование граждан по тем или иным вопросам торговли и услуг. Тем не менее, специалистам отдела, у которых большой опыт работы в данной сфере, удавалось без применения штрафов и прочих административных мер воздействовать на нарушителей и решать вопросы в пользу потребителей.

Из-за слишком лояльного по отношению к бизнесменам законодательства в республике фактически свели к нулю плановые и внеплановые рейды. В результате фактов нарушений в области торговли и услуг с каждым годом становится все больше.

По ныне утвержденным правилам, чтобы контролирующему органу, скажем, санитарно-эпидемиологической станции, провести проверку какого-либо производственного объекта, инспекторам приходится за 10 дней до намеченного рейда направлять на предприятие письмо и предупреждать о скором визите. Конечно же, уведомленные о грядущей проверке бизнесмены успевают замести следы имеющихся нарушений или заручиться поддержкой «больших людей». С одной стороны, контролирующие инстанции таким образом лишили возможности использовать коррупционные схемы. С другой – потребители сферы торговли и услуг оказались абсолютно не защищенными.