Возврат муниципалитетам функций в сфере охраны здоровья и профилактики заболеваемости населения нуждается в разработке соответствующей нормативной базы и системы контроля эффективности расходования бюджетных средств на эти цели
Как стало известно информационному порталу Право-мед.ру, в ходе круглого стола «Законодательные аспекты борьбы с неинфекционными заболеваниями и общественного здоровья в Российской Федерации» Олег Васильев, зам. губернатора Вологодской области, член президиума ассоциации «Здоровые города, районы и поселки», высказал свою точку зрения на сложившуюся ситуацию в сфере здравоохранения на муниципальном уровне. По его мнению, муниципалитетам не дано право направлять средства на нужды охраны здоровья, да и желания такого главы муниципальных образований не озвучивают.
Причин такого плачевного положения дел в сфере охраны здоровья на муниципальном уровне две: нет нормативной законодательной базы и нет мотивации, поэтому необходимо создать систему мониторинга социально-экономической детерминанты, а также утвердить показатели здоровья, по которым будут оцениваться результаты работы глав муниципалитетов.
Два указа, направленных на оценку эффективности работы глав муниципалитетов уже подписаны Владимиром Путиным и реализуются. Если же следуя логике этих указов вернуть муниципалитетам часть отобранных у них ранее функций, а именно функций профилактики заболеваемости населения, тогда можно будет говорить о создании завершенной модели взаимодействия между федеральным и региональными бюджетами с целью эффективного распределения средств на цели охраны здоровья.
Ряд предложений можно осуществить и на региональном уровне, считает медицинский юрист Алексей Панов, однако, основу, нормативную базу, систему мониторинга все же нужно создавать на федеральном уровне.
Ассоциация «Здоровые города, районы и поселки» в настоящее время разрабатывает критерии для оценки эффективности работы своих участников на муниципальном уровне. Предложено на базе ассоциации провести испытание унифицированных категорий для будущей нормативной базы. Каждый субъект федерации имеет свои территориальные особенности, но это не мешает разработать некие базовые критерии, общие для всех.
Как согласились участники круглого стола, вначале необходимо проработать аспекты проблемы в рамках какой-то отдельной площадки, привлечь экспертов, а также профильный комитет местного самоуправления, а уже затем внести апробированную модель на утверждение в Государственную Думу. Ожидается такое внесение уже в рамках осенней сессии Госдумы